Пятница, 19.04.2024, 05:31 Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

БиоАвтограф  учителя биологии Авраменко Яны Петровны

 



Главная | Мой профиль | Выход Вход
Внеурочная работа
Я - Учитель
Сообщество педагогов
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 32
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

«НОВАЯ БИОЛОГИЯ» В ПАРАДИГМЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«АПРОБАЦИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «НОВАЯ БИОЛОГИЯ» В ПАРАДИГМЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Я.П. Авраменко

МБОУ «Школа № 2» , г. Муравленко, ЯНАО, Российская Федерация

        Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности.

     МБОУ «Школа №2» г. Муравленко в течение многих лет входит в состав Федеральной инновационной площадки Открытого института «Развивающее образование» по теме «Апробация учебного курса: «Новая биология» авторов В.Е. Зайцева, Е.В. Чудинова и др. в 5-8 классах с целью проверки его эффективности в решении следующих задач:

1. построить процесс освоения учащимися учебного предмета в логике самостоятельного открытия нового знания;

2. осуществить переход на деятельностный режим освоения учебного предмета, курса;

3. сформировать у учащихся навыки самоконтроля и самооценки;

4. организовать образовательный процесс так, чтобы учащиеся смогли достичь планируемых результатов обучения согласно требованиям ФГОС.

      Новое содержание предметной линии биологии, как учебной дисциплины отказывается от иллюстративно-объяснительных методов и описательно-систематического подхода, в построении курса «Новая биология», а выстраивается в саморазвивающейся логике деятельностного подхода.

       В основе деятельностного подхода лежат другие методы: запрос на новое знание, совместный поиск и открытия, взращивание учебной самостоятельности, широкое использование конструирования и проектирования. Инициатива передается ученику, познавательное движение начинается с детских вопросов и мнений, обнаруживаются противоречия в уже известном, так возникает необходимость проведения исследования с целью подтверждения или опровержения детских гипотез.

      Таким образом, проектно-исследовательская деятельность становится ведущей в освоении учащимися учебного курса «Биология», а именно экологического направления.

Проект рассчитан на несколько лет, но может носить и бессрочный характер.

Цель проекта заключается в мониторинге качества воды озера в парковой зоне отдыха города Муравленко, а летом это еще и пляжная зона.

Несколько групп учащихся после изучения соответствующей литературы и методик исследования осуществляют взятие проб и их анализ.

На первом этапе дети определяют качественный состав зоопланктона.

     Практическая часть проекта оформляется и презентуется как исследовательский проект. Например, в прошлом учебном году ребята получили экспертную оценку на муниципальном уровне, были отмечены дипломами 1 и 2 степеней на региональном и всероссийском уровнях, защитив исследовательскую работу по теме « Изучение видового списка зоопланктона в водоеме озера №2 г. Муравленко».

    Следующим шагом в достижении цели проекта, является оценка качества воды по качественному и количественному составу низших ракообразных. Учащиеся, начиная с этого учебного года, занимаются этой работой. И для первой оценки качества воды по выбранной ими методике, провели анализ ряда проб взятых за период с 1.07.16 по 25.09.16.

       Для мониторинга качества воды необходимо как минимум два года, для того, чтобы сравнить полученные результаты. Что и будет продолжено в следующий летне-осенний период.

       По итогам мониторинга планируется написать статью в местную газету и выйти с полученными результатами на сотрудничество с теми институтами в нашей стране, которые занимаются вопросами экологии водных экосистем. Первые шаги уже сделаны, мы обращались за консультациями к специалистам Института проблем освоения Севера Сибирского отделения РАН. Учащиеся так же предлагают расширить географический список исследуемых ими водных экосистем до близлежащих озер возле города Муравленко, на полуострове Ямал. Чем дольше учащиеся занимаются этой работой, тем больше у них появляется идей и предложений по исследованию экологической обстановки в городе. Что является сильным мотивирующим фактором при изучении школьного курса биологии и сопутствующей ей дисциплине экологии.

   Свои промежуточные результаты учащиеся представляли не только в конкурсах исследовательских работ, но также собранный ими материал в виде фото-, видеофрагментов и изготовленных ими готовых препаратов дафний и циклопов были использованы на уроках биологии при изучении темы: Царство Животные, Тип Членистоногие.

     Роль педагога в данной работе носит консультативный, коррекционный и координирующий характер, но не транслирующую!

      Реализация метода проектов на практике ведет к изменению роли и функции педагога. Учитель при таком подходе выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности своих учеников. В процессе работы над проектом у учащихся появляется потребность в приобретении новых знаний и умений, они учатся учиться самостоятельно, развивая проектное мышление.

ЛИТЕРАТУРА

1. Падикова М. В. Статья «Проектная деятельность в школе». Сайт festival.1september.ru;

2. Чудинова Е.В. и Зайцева В.Е. Материалы сайта https://n-bio.ru/ .

 

Категория: Мои статьи | Добавил: bioavtograf (14.01.2018)
Просмотров: 319 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Живой календарь
Фраза дня
УО Муравленко
Погода
ЭКОпраздники
Экологические праздники
Поиск