Четверг, 28.05.2020, 11:17 Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

БиоАвтограф  учителя биологии Авраменко Яны Петровны

 



Главная | Мой профиль | Выход Вход
Внеурочная работа
Я - Учитель
Сообщество педагогов
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 32
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Сюрреализм в искусстве

Сюрреализм в искусстве

Miren E. Palacios

Название авангардного направления в искусстве и литературе первой половины ХХ века сюрреализм происходит от французского слова «surréalisme», означающего буквально сверх или над реализм. Появился он в 20-х годах прошлого века во Франции, его основоположником считается французский писатель и поэт Андре Бретон, впервые термин «сюрреализм» появился с легкой руки писателя и искусствоведа Гийома Аполлинера в его манифесте «Новый дух». Изначально данное направление появилось в литературе, позже оно охватило и живопись, и скульптуру и другие формы искусства. Целью последователей идей сюрреализма было создание абсолютно новых наборов образов путем полного освобождения глубинных сил своего подсознания.

Сюрреализм в живописи

Большое влияние на развитие стиля оказали работы знаменитого австрийского врача-психиатора Зигмунда Фрейда, для создания своих специфических шедевров сюрреалисты использовали сны и галлюцинации.

(Картина Яцека Йерка, художника-иллюстратора)

Для получения новых фантазийных изображений художники-сюрреалисты использовали такие инновационные способы и методики как:

  • Текстурирование. Лист бумаги помещается на неровную поверхность (дерево или камень) и обрабатывается мелом или карандашом до получения текстуры подложенного материала;
  • Декалькомания. Краска наносится на два листа бумаги, поверхность которых художник трет друг об друга, таки образом получая фантастические образы и узоры;
  • Соскабливание. Окрашенное полотно помещается на текстурную поверхность и обрабатывается методом соскабливания, часть краски удаляется, а поверхность с оставшейся краской приобретает фактурный, оригинальный вид;
  • Фьюмаж. Под лист бумаги помещаю горящую свечу, и двигают ею в различных направлениях, образуется фантазийный узор за счет следов сажи;
  • Капельный метод. Капли краски попадают на раскачивающуюся поверхность листа:
  • Метод коллажа. Создание графических и живописных картин посредством сбора сюжета вырезок из журналов, газет и разнообразных фотографий. Цельная композиция создается путем расположения картинок и вырезок в задуманном автором порядке;
  • Чертеж. Линии выполняются пером или кистью хаотично, без соблюдения правил и определенного плана;
  • Ready-made. В качестве своего произведения определенный объект или предмет, созданный не им самим и не имеющий никакой художественной ценности («Колесо от велосипеда», «Фонтан», «Сушилка для бутылок» Марселя Дюшана).

(Сказочный сюрриализм Яцека Йерка)

Очень часто картины художников-сюрреалистов характеризуют как абсурдные, полностью лишенные всякой логики и полные противоречий произведения, которые все-таки совершили революцию во взаимоотношениях человеческого разума с окружающей нас действительностью. Сюрреалисты считали, что только искусство способно сделать разум человека абсолютно свободным.

Известные художники-сюрреалисты

Предшественником и идейным основателем сюрреализма в живописи исследователи считают творчество нидерландского художника Иеронима Босха (XVI век), загадочные картины которого показали интерес творческой личности к фантазиям, нереальным изображениям и деформированной реальности («Аллегория чревоугодия и любострастия», «Извлечение камней глупости», триптих «Страшный суд).

(Сальвадор Дали "Постоянство времени")

Самый известный художник-сюрреалист испанец Сальвадор Дали (1904-1989) считал себя последователем Босха. Его работы, основанные на теории Фрейда о человеческом подсознании, служили формальным и визуальным языком для передачи его снов, фантазий и галлюцинаций окружающим людям. Его творчество характеризуется использованием параноидально-критического метода познания (состояние, которое позволяю создавать иллюзии при полном сохранении собственного здравомыслия). Его знаменитые картины – «Постоянство времени», «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за миг до пробуждения», «Предчувствие гражданской войны», «Лебеди, отраженные в слонах» и т.д.

(Макс Эрнст "Луара")

Немецким идеологом стиля сюрреализм считается художник, график и скульптор Макс Эрнст. Это признанный мастер коллажа и фроттажа, в работах которого сосредоточено большое внимание на творчестве людей с нарушенной психикой. Его работы: «Плеяды или Приближение половой зрелости», «Целебес», «Сомнительная женщина», «Царь Эдип», «Кастор и Полукас», «Око безмолвия».

(Фрида Кало "Две Фриды")

Михаэль Сова (Michael Sowa) – немецкий художник, картины которого выглядят загадочными и странными, но при этом удивительно притягательными и вызывающими улыбку.

Человек в ухе

Известная художница, работавшая в стиле сюрреализма Фрида Кало (Мексика), её работы имеют особую смысловую наполненность, эмоциональность и яркость. Её произведения отличает большое количество автопортретов: «Маленькая лань», «Две Фриды», «Сломанная колонна», «корни», «Что дала мне вода».

(Ив Танги "Я увидел три города")

Французский сюрреалист Ив Танги, сменивший огромное количество разных профессий, некоторое время был моряком, что объясняет присутствие в его картинах темы моря, подводных обитателей. Его работы характеризуются некоторой мрачностью, романтизмом, использованием мягких, плавных линий, изображение облаков, морской волны, клубов дыма: «Завтра», «Ветер», «Рука в облаках», «Превращение», «Шторм».

В Бельгии способствовал развитию сюрреалистического направления в живописи художник Поль Дельво, центральной тематикой его картин было обнаженное женское тело, часто изображал скелетов, наиболее известные полотна: «Спящая Венера», «Деревня русалок», «Зеркало», «Леда», «Пигмалион». Также известный бельгийский художник сюрреалист Рене Магритт, его произведения «Дитя человеческое», «Влюбленные», «Фальшивое зеркало».

Русский сюрреализм

(Александр Тышлер "Директор погоды")

Сюрреализм как отдельное художественное направление на территории России не получил развития, так как во времена СССР даже самые безобидные фантазии и малейшие отклонения от строгого идеологического курса коммунистической партии признавались «чуждыми элементами» и происками загнивающего буржуазного Запада. Тем не менее, в некоторых произведениях художников можно найти некоторые предпосылки для их сюрреалистического восприятия. Например, в картине советского художника Александра Тышлера (1898-1980) «Директор погоды» исследователи видят фантастические образы и пространственное ощущение подобное сюрреалистическим приемам на картинах Сальвадора Дали, полотно Гончарова «Смерть Давида» (1926) выполнено в лучших традициях картин Макса Эрнста, картины художника Климента Редько, связанные с тематикой электроорганизмов, ассоциируются с «машинами желаний» Эрнста и Дюшана.

Лабиринты судьбы. Лиза Рэй

Пин-ап и сюррелизм на полотнах Жанет Гишар-Бюнэль (Jeannette Guichard-Bunel)

Наиболее тесно с таким направлением в живописи как сюрреализм была связана группа последователей и учеников Казимира Малевича под названием УНОВИС (Утвердители Нового Искусства). Исследователи отмечают, что все позднее творчество Малевича (на примере картины «Три девушки») можно смело отнести к сюрреалистическому направлению.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: bioavtograf (30.03.2019)
Просмотров: 158 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Живой календарь
Фраза дня
УО Муравленко
Погода
ЭКОпраздники
Экологические праздники
Поиск