ЭССЕ
«Образование — то, что остаётся после того, когда забывается всё, чему учили» (Альберт Эйнштейн)
Утро… И неважно, какое оно, солнечное, морозное или туманное. Для меня оно начинается с беговой дорожки. Я бегу… Размышляю о том, что каждый день спешу навстречу жизни, такой требовательной и непостоянной. Она то увлекает за собой, выполняя мои желания, то вдруг внезапно поворачивается спиной, потому что жизнь для меня – это череда сменяющих друг друга противоречий. Разрешая противоречия, я словно пишу свою жизнь, свой БИОАВТОГРАФ. Знакомо ли вам это слово? Не ищите, вы не найдете его в словарях! Это авторский неологизм, своеобразный код, моя формула жизни. Я хотела бы, чтобы она стала формулой успеха и для моих учеников. Поэтому поделюсь тем смыслом, который я вкладываю в это слово.
Благодарность
Я благодарю судьбу за то, что ощущаю любовь и заботу родителей! Я знаю, что такое любовь, уважение и забота семьи, друзей, коллег, детей. И сама с любовью и уважением отношусь к тем, кто со мной рядом. К сожалению, в жизни так не бывает, чтобы со всеми жить в мире и гармонии, случается спорим, не понимаем друг друга, обижаемся. Это все разрушительная энергия. С годами я научилась не тратить понапрасну силы на бессмысленные обиды и разочарования, этому же учу и детей в школе, даю советы друзьям и близким. Я благодарна не только тем людям, с чьей помощью становлюсь сильней, но и тем, вопреки мнению которых это происходит. Человек становится сильнее, умнее, мудрее, опытнее себя «вчерашнего» благодаря и вопреки людям.
Индивидуальность
Считаю, что каждый человек уникален не только по своему генетическому коду, неповторяющимся линиям судьбы и отпечаткам пальцев на руках, но и по тому, что у каждого из нас своя душевная организация, которая формируется в окружающем сообществе. С опытом, с годами, с рождением детей пришло понимание, что человек рождается лишь «кандидатом» в человека, и все его важнейшие качества приобретаются в жизни при общении с людьми. Я осознала, что необходимо создавать особую атмосферу общения, в которой вырастут настоящие личности, взрастет то, что заложено в душе каждого ребенка.
Осмысление
Я стала учителем, чтобы пройти определенный путь, получить знания, научиться творить, приобрести жизненный опыт, чтобы развиваться и самосовершенствоваться.
Я пришла в эту профессию, неразрывно связанную с образом жизни, чтобы помочь детям найти свой путь к успеху, стать Личностью. Работаю с подростками, а они в своем большинстве прагматики. Взрослым часто кажется, что дети не хотят учиться, а они хотят, просто не всегда понимают для чего. Я готовлюсь к уроку так, чтобы мои ученики находили ответы на вопросы, зачем и как это может пригодиться в жизни. В этом случае разговор на уроке становится уроком жизни.
Авторитет
Какая прекрасная у меня миссия: вырастить человека, неповторимую и уникальную личность! Но в реалиях авторитет учителя и семьи нередко уходит на второй план. Современная цифровая среда создает конкуренцию: подростки отдают предпочтение видеоблогерам, виртуальным «друзьям» в игре, мессенджерам в социальных сетях. Бороться с этим трудно, но я поняла, что могу создать альтернативу. Совместная разработка классных событий, участие в квестах, психологических тренингах, дискуссионных площадках, активных видах игр – все это создает ситуацию живого общения, в которой главная ценность - человеческие отношения.
Возможность развиваться
Я должна научить подростков открывать способы действия, которые приводят к достижению цели; постоянно находить мотивы для познания окружающего мира и развития собственной личности, не давать угаснуть интересу к любому начатому делу, даже если первый опыт был неудачным. Я говорю себе и детям, что никогда не нужно отчаиваться, останавливаться на достигнутом, иногда ошибки и трудности могут стать «точками роста».
Творчество
Стимул, восприимчивость новых идей, ломка стереотипов, нестандартное мышление – это мне так близко и понятно. В преподавании биологии на одно из первых мест я ставлю задачу развития креативного мышления. В моей практике курс «Новая биология» Елены Васильевны Чудиновой и Веры Евгеньевны Зайцевой пришел на смену привычному для большинства учителей УМК. Это моя проба развития у подростков теоретического мышления через систему творческих заданий. Я согласна со словами Владимира Ивановича Даля: «Творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных или духовных ценностей».
Опыт
В случаях, где логика и здравый смысл не всегда срабатывают, выручает смекалка и жизненный опыт. Приведу пример. При изучении темы «Многообразие животных» ребята вспомнили статью «Что зоопланктон школьникам рассказал?», напечатанную в газете «Наш город», в которой рассказывалось об исследовании качества воды озера № 2. Они предложили пройти к водоему и взять пробы воды, чтобы на уроке рассмотреть представителей низших ракообразных, которые относятся к типу членистоногие. Дети были в восторге, рассматривая в микроскоп приготовленные ими временные препараты дафний, циклопов и бокоплавов. При помощи специальной камеры они сделали фото и записали на видео движения этих животных. Ребята почувствовали настоящий интерес. Отсутствие каких-либо рамок при выполнении заданий открывает простор для самостоятельных действий. Подобная практика позволяет мне не следовать сценарному плану урока, а идти вслед за детьми.
Гармония
Школьная жизнь насыщена и многообразна. Часто сталкиваюсь с трудностями, нехваткой времени, что приводит к стрессу и дисгармонии. Понимаю детей, которые перегружены объемами домашних заданий и дополнительными занятиями. Чтобы восстановить свою жизненную энергию, я занимаюсь бегом. И на личном примере показываю детям, как важно менять виды деятельности для гармоничного развития.
Рефлексия
Без рефлексии нет развития. Каждый день в качестве самоанализа я использую «Метод пяти пальцев» Лотара Зайверта. Задаю себе вопросы: что нового я сегодня узнала, что я сегодня сделала и чего достигла, каким было мое настроение, чем я сегодня помогла другим, что я сегодня сделала для своего здоровья? Это универсальная методика для взрослых и детей, которая помогает анализировать, планировать свои действия, достигать результата.
Авторство
Отсутствие каких-либо рамок при выполнении заданий открывает простор для самостоятельных действий. Предлагаю детям придумать домашнее задание. Как правило, они составляют кроссворды, задачи, пишут рассказы, создают и реализуют собственные проекты. Вот тут и вспоминаешь о приеме «творчество работает на будущее». У нас уже создан сборник детских творческих заданий, который используется как дидактический материал.
Фантазия
В фантазии человека рождаются новые миры, вещи, законы. В результате моих размышлений появилось слово БИОАВТОГРАФ – это то, чем наполнена моя жизнь, что я отдаю детям.
Возможно, в будущем не каждый школьник вспомнит строение клетки, но с ним останутся ценности, которые остаются после того, когда забывается все, чему учили.
Авраменко Яна Петровна