Суббота, 30.11.2024, 02:53 Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

БиоАвтограф  учителя биологии Авраменко Яны Петровны

 



Главная | Мой профиль | Выход Вход
Внеурочная работа
Я - Учитель
Сообщество педагогов
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 32
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Что зоопланктон школьникам рассказал

Что зоопланктон школьникам рассказал?

Муравленковцы определили качество воды местного озера

 

Ямал - страна озер. На территории округа их насчитывается более 300 тысяч. Самые большие и глубокие из них, такие, как Яррото или Шурышкарский Сор, хорошо изучены гидрологами. Но что мы знаем об наших местных озерах, которые расположены в Муравленко? Насколько чистая в них вода, какие животные там обитают? Юные ученые из второй школы под кураторством Яны Авраменко – учителя биологии, взялись найти ответы на эти вопросы.

В последнее время в связи с негативным влиянием деятельности человека значительно ухудшается состояние многих экологических объектов, в том числе и водоемов, находящихся в городской черте. Люди, эксплуатируя природу, забывают соблюдать основное правило чистоты – складывать бутылки и пластмассовую посуду в полиэтиленовые пакеты, которые затем необходимо поместить в мусорные контейнеры. Вместо этого же отдыхающие отправляют предназначенные для утилизации материалы в свободное плавание. Позже такого рода деятельность серьезно отражается на всех компонентах экосистемы водоема, прежде всего на составе и соотношении количеств различных видов животных, обитающих в толще воды. А это значит, что именно эти организмы могут подробно рассказать о той среде, в которой они обитают. Школьникам второй школы об экологическом состоянии озера № 2, находящегося в парке культуры и отдыха, а больше известной как « пляжная зона», поведал зоопланктон - часть планктона, представленная мелкими ракообразными.

- Зоопланктон – чувствительный индикатор экологического состояния водоема. Поэтому, прежде чем приступать к мониторингу воды, сначала нужно было определить качественный состав зоопланктона, обитающего в нашем озере. Эта работа и была произведена на первом этапе проекта, который стартовал в 2013 году. В то время микроорганизмы водоема мы изучали вместе с Александрой и Виктором Елисеевыми, - рассказывает Яна Авраменко.

Результаты научного труда дети представили на конкурсах исследовательских работ различных уровней – от муниципального до Всероссийского. Занимали первые и призовые места. Затем, когда Саша и Витя покинули стены образовательного учреждения, на смену одним учащимся, пришли другие. Так что сегодня проектом занимаются Иван Салтуганов и Вероника Шигабетдинова – ученики второй школы.

- Мне очень нравится биология, в будущем планирую поступать на врача, а так же экология – на мой взгляд, этой теме люди уделяют мало внимания. Когда узнала о проекте, который курирует Яна Петровна, сразу захотела присоединиться к исследованию. Меня манила неизведанная территория, ведь никто из моих сверстников не занимался той деятельностью, в которой сейчас задействована я. Такого рода работа требует много свободного времени и полной концентрации, порой за планктоном не уследишь», - говорит Вероника Шигабетдинова, учащаяся 8 класса.

Многие виды зоопланктонов регулярно перемещаются в воде по вертикали, как правило, в определенное время суток. Поэтому для точности исследования отбор проб зоопланктона ребята производили строго в определенное время суток с 12 до 14 дня, затем работали в лаборатории. В среднем, в день на исследование этого вида планктона дети и преподаватель тратили от двух до четырех часов. Всего за период этого этапа проекта было взято и обработано 10 проб.

- Полученные данные об особенностях состава и структуры зоопланктона дали нам основу для оценки качества воды и разработки рекомендаций по экологическому мониторингу и использованию водных и биологических ресурсов озера. Так что благодаря результатам, которые в свое время получили Александра и Витя, сегодня мы вместе с Иваном и Вероникой можем продолжать проект, - добавляет учитель биологии.

Следующим шагом в достижении цели проекта стала оценка качества воды по составу низших ракообразных, обитающих в нашем озере. Учащиеся – Иван и Вероника приступили к этой работе в сентябре 2016 года, ребята дали старт экологическому мониторингу водоема.

- Осенью мы ходили в наш парк и брали воду на анализ, а затем в лаборатории проводили экспертизу – под микроскопом рассматривали микроорганизмы, определяли их тип, фиксировали данные. В ходе работы узнал много нового, к примеру, что такие маленькие существа могут хранить такой большой объем информации. Мы немало времени потратили на «разговоры» с зоопланктонами, очень полезные сведения они нам поведали о качестве озера, в котором жители нашего города любят купаться летом», - делится Иван Салтуганов, ученик 6 класса.

Отметим, полученные результаты исследователи оформили не только в привычном печатном варианте, но и в виде фото-, видеофрагментов. Ознакомиться с ними может любой желающий. Кроме того, ученики изготовили препараты дафний и циклопов, которыми сегодня на уроках биологии при изучении темы «Царство Животные. Тип Членистоногие» пользуются учащиеся второй школы.

- На втором этапе исследования мы провели экспертную оценку, используя метод Майера - отметили наличие и отсутствие тех или иных животных, благодаря чему и определили качество воды. Оказалось, что в нашем озере не обитают организмы, характерные для чистых вод, однако были обнаружены виды зоопланктона, которые любят загрязненные водоемы. Такие результаты позволяют сделать вывод, что качество воды в озере оставляет желать лучшего. По сути, такие выводы не должны никого удивить, в процессе взятия проб мы неоднократно наблюдали ситуации, когда люди выбрасывали с пирса бутылки, бычки и другой мусор. Так что призываю жителей нашего города бережнее относиться к природе. Сейчас они наносят урон ей, но ведь в дальнейшем это может отразиться на всех нас, - отмечает Яна Авраменко. – Однако наша работа не закончена. Мониторинг мы продолжим. Так же планируем составить общую экологическую картину нашего города – проверить и флору, и фауну, и почву, и все остальное.

Проект учащихся второй школы бессрочный, так что ставить точку в конце исследования еще рано. Для мониторинга качества воды необходимо как минимум два года, чтобы иметь возможность сравнить результаты разных лет, так что работа будет продолжена и в летне-осенний период 2017 года.

К слову, первый месяц весны станет очень насыщенным и для юных исследователей, и куратора проекта. В начале марта Яна Авраменко примет участие в IV Всероссийской конференции учителей «Проектная деятельность в школе: мотивация, содержание, методики», которая пройдет в Сочи, где представит работу «Экологическая оценка степени загрязненности озера № 2 г. Муравленко». Затем научный руководитель вместе с авторами работы, успешно прошедшей заочный тур окружного тура Всероссийских Чтений им. В. И. Вернадского, отправятся в Новый Уренгой на очный этап этого же конкурса.

Валерия ЧИЖИК

Фото Юлианны Фальш

по материалам Авраменко Яны

Категория: Мои статьи | Добавил: bioavtograf (14.01.2018)
Просмотров: 383 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Живой календарь
Фраза дня
УО Муравленко
Погода
ЭКОпраздники
Экологические праздники
Поиск