ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
XI Всероссийская научно-практическая конференция
ПУЛЯЕВСКАЯ АЛЕКСАНДРА МИХАЙЛОВНА СОВРЕМЕННЫЕ СЕРВИСЫ WEB 2.0: УЧИТЬСЯ – ИНТЕРЕСНО!
Пуляевская Александра Михайловна, руководитель отдела информатизации образования ЧУ ДПО «Сибирский гуманитарно-технический институт», г. Иркутск
С появлением сервисов Web 2.0 у педагогов появилась возможность существенно повысить уровень обучения и сделать занятия интересными, интерактивными и личностно-ориентированными. На сайте Go2web20 (http://www.go2web20.net) можно познакомиться с многообразием приложений веб 2.0, в том числе и для образования. Важно, что большинство сервисов и программ платформонезависимы, то есть могут использоваться на любой операционной системе. При переходе всех образовательных учреждений в нынешнем, 2011 году на систему Linux, этот вопрос является наиболее актуальным.
На сайте OnlineDegree (http://www.onlinedegree.net/100-essential-2-0-tools-for-teachers/) опубликован список 100 современных сервисов, которые помогут педагогам в организации продуктивного обучения, будут способствовать интерактивности и взаимодействию, повышению мотивации и раскрытию творческого потенциала учащихся. Хотя некоторые из них не были первоначально предназначены для использования в образовании, например, Voki (www.voki.com).
Непосредственное изучение зарубежных интернет-сервисов позволяет выделить следующие основные направления для вовлечения учащихся в образовательный процесс и повышения мотивации.
- Визуализация текстов. Тексты представляются в виде «облака» слов. Сервисы: Wordle (http://www.wordle.net), Tagxedo (http://www.tagxedo.com) и др.
- Комиксы и электронные публикации могут быть использованы для сопровождения студенческих проектов, презентаций, сочинений, для выражения своего понимания статьи после прочтения. Сервисы: MakeBeliefsComix (http://www.makebeliefscomix.com), Toondoo (www.toondoo.com/), ZooBurst (http://alpha.zooburst.com/) и др.
- Визуализация хронологии событий. Студенты могут строить графики на основе прочитанных статей об основных событиях и достижения какого-либо политического деятеля, или исследовать уже созданные графики. Сервисы: Timetoast (http://www.timetoast.com), Xtimeline (http://xtimeline.com/index.aspx) и др.
- Разработка интерактивных презентаций. С помощью Glogster.edu (http://edu.glogster.com) студенты могут создавать мультимедийные постеры, с помощью различных инструментов и шаблонов. MuseumBox (http://museumbox.e2bn.org) позволяет создать описание события или личности, путем помещения файлов в виртуальную «коробку», для создания презентации может быть использован не только текст, но также аудио, видео файлы и изображения.
- Интерактивные карты знаний. Карта позволяет охватить всю ситуацию в целом, можно лучше рассмотреть предметную область и отношения между понятиями или концептами. Некоторые карты знаний поддерживают возможность многопользовательской работы онлайн. Сервисы: Bubbl.us (http://bubbl.us), CoSketch.com (http://www.cosketch.com), Cacoo (http://cacoo.com) и др.
- Интерактивные и игровые формы контроля. Разнообразие существующих форм контроля позволяет индивидуально подходить к процессу обучения. Сервисы: Kubbu (www.kubbu.com/), Quibblo (www.quibblo.com/), PurposeGames (www.purposegames.com) и др.
- 7. Интернет-доски для организации совместной деятельности: мозговой штурм, рисование, письменные работы и др. Сервисы:Twiddla (www.twiddla.com), DabbleBoard (www.dabbleBoard.com), ScribLink (www.scribLink.com) и др.
- Флеш-карты (flashcards) помогают пополнять словарный запас. Применение компьютерных программ и интернет-сервисов для запоминания слов имеет ряд особых преимуществ: стимуляция мыслительных способностей учащегося; тренировка зрительной памяти; закрепление произношения и правописания. Сервисы: FunnelBrain (http://www.funnelbrain.com/), Byki (http://www.byki.com/), Flashcard Machine (http://www.flashcardmachine.com), Headmagnet (http://headmagnet.com/) и др.
С целью повышения уровня ИКТ-грамотности участников образовательного процесса как потенциальных потребителей Интернет – услуг реализуется авторский проект при поддержке Национального общества прикладных лингвистов (г. Москва), администрации ГОУ ВПО ИГЛУ (г. Иркутск) и МИМ ЛИНК (г. Жуковский) – образовательный сетевой марафон «Многоликий Интернет» (http://belca.islu.ru/course/view.php?id=182). Тема потока Весна – 2011: «Уездный город N».
Программа Марафона является открытой, в ней могут принять участие команды до 8 человек, состоящие только из обучающихся до 20 лет включительно. В составе команды могут быть участники разного возраста — состав определяет сама команда. Этап марафона – это самостоятельный мини-проект. На каждом этапе участники получают задание и указания со списком сервисов для выполнения. Команда самостоятельно решает вопрос о том, какие из предложенных сервисов использовать. В ответе на задания необходимо аргументировать свой выбор. Возможен вариант представления более одного решения. По окончании каждого этапа организуется обсуждение и оценка представленных материалов всеми участниками.
Только активно взаимодействуя и с педагогами, и с учащимися можно найти, изучить, внедрить современные информационные и коммуникационные технологии и тем самым изменить учебный процесс: учиться – это интересно.
В заключение отметим, что у учащихся развивается умение сотрудничать, искать пути решения поставленной проблемы, адекватно оценивать себя – научиться находить положительные стороны, конструктивно критиковать отрицательные моменты.
|